Требования к оформлению статей

ТРЕБОВАНИЯ ПО ОФОРМЛЕНИЮ И ПОДАЧЕ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ПУБЛИКАЦИИ

Эти правила для авторов составлены в соответствии с требованиями Международного комитета редакторов медицинских журналов (ICMJE), целью которых является использование передового опыта и этических стандартов при проведении научных исследований и их публикации в медицинских журналах.

Журнал принимает к рассмотрению статьи о результатах научных исследований, в том числе диссертационных работ, обзорные статьи, сообщения о клинических случаях, комментарии и другие материалы.

Ответственность за достоверность и оригинальность поданных материалов (фактов, цитат, фамилий, имен, результатов исследований и т.д.) несут авторы.

Редакция обеспечивает рецензирование статей, выполняет специальное и литературное редактирование, оставляет за собой право сокращать объем статей. Отказ авторам в публикации статей может осуществляться без объяснения его причин и не считаться негативным заключением относительно научной и практической значимости работы.

Направление статьи для публикации

Рукопись направляется в издательство по почте или по электронному адресу pediatr@med-expert.com.ua и сопровождается официальным письмом от учреждения, в котором проводились исследования, подписанным руководством организации; а также титульной страницей рукописи с подписью и печатью руководителя учреждения. Скан-копии сопроводительных документов можно направлять на электронный адрес издательства.

Сопроводительное письмо. В сопроводительном письме указываются название статьи, полное имя автора(ов), тип статьи (например, оригинальная статья, описание клинического случая, обзорная статья и т. д.), отсутствие или наличие конфликта интересов, а также что при проведении исследования и подготовке рукописи были соблюдены этические требования. Кроме того, должно быть заявление о том, что рукопись еще не была опубликована, принята или находится на рассмотрении в другом издательстве. Одновременная подача рукописи в разные издательства, а также дублирование статей (даже если статья была опубликована на другом языке) не допускается.

Оформление рукописи

Общие положения

Рукопись должна быть создана в Microsoft Word, формат листа А4, шрифт Times New Roman, кегль 12, межстрочный интервал 1,5; поля: верхнее и нижнее 2,0 см, левое 2,5 см, правое 1,0 см.  

Иллюстрации (таблицы, рисунки) должны иметь название, последовательно пронумерованы и расположены в соответствующих местах рукописи с упоминанием в тексте. При использовании аббревиатур/сокращений в тексте они обязательно расшифровываются при первом упоминании (аббревиатура/сокращение помещается в круглые скобки), далее по тексту используется только аббревиатура/сокращение в неизмененном виде. Авторы должны избегать сокращений в заголовках и в подписях к иллюстрациям. Единицы измерения обозначаются в соответствии десятичной системой мер и весов СИ (Международная система единиц).

Статья состоит из следующих элементов: титул, рефераты на украинском, русском, английском языках с ключевыми словами, основной текст, список литературы, информация об авторах.

Рукописи для публикации принимаются на украинском, русском или английском языках. Статьи на английском языке публикуются без перевода на украинский/русский язык. Допускается подача статьи на двух языках (английский и украинский/русский).

В список литературы включаются уже опубликованные материалы и документы, которые непосредственно связаны с темой исследований, предпочтительно научные публикации последних лет. В список литературы не включаются статьи, которые еще не опубликованы; внутренние документы; статьи из Википедии и др. непроверенных источников. Список литературы должен быть пронумерован в алфавитном порядке. Ссылки на литературные источники в тексте статьи обозначаются цифрами в квадратных скобках и соответствуют нумерации источников в списке литературы. Авторы несут ответственность за точность ссылок.

На последней странице должны быть подписи авторов, указывается вклад каждого автора при подготовке рукописи.

В конце рукописи приводятся сведения об авторах, которые будут опубликованы. Указываются фамилия, имя, отчество (полностью), ученая степень, ученое звание, должность в учреждении/учреждениях, идентификатор ORCID (https://orcid.org/register), рабочий адрес с почтовым индексом, рабочий телефон. Сокращения не допускаются. Если автор работает в нескольких организациях, указываются данные по всем организациям.

Для обеспечения обратной связи с редакцией указываются адреса электронной почты всех авторов. Автор, ответственный за связь с редакцией, указывает свой мобильный/контактный номер телефона. Электронные адреса и номера мобильных телефонов не публикуются.

Виды публикаций

Определение вида публикации является первым шагом в подготовке рукописи. К каждому виду публикаций существуют специальные требования по оформлению. Ниже перечислены основные виды публикаций.

Оригинальные статьи представляют новые и важные результаты научных исследований, проведенных автором (группой авторов).

Основной текст должен быть структурирован по следующим разделам: «Введение», «Цель исследования», «Материалы и методы исследования», «Результаты исследований и их обсуждение» (основная часть, представленная в виде текста, таблиц, графиков, цифр со статистическим анализом, интерпретация полученных результатов), «Выводы», «Перспективы дальнейших исследований», «Конфликт интересов», «Благодарность». В конце приводится список литературы.

Основной текст статьи не должен превышать 8 страниц, не учитывая резюме, списка литературы, таблиц и рисунков. Список литературы должен включать не менее 6, но не более 30 источников.

Обзорная статья представляет собой всесторонний анализ конкретной темы, проведенный автором или группой авторов, который включает систематический и метаанализ. Обзорная статья не должна превышать 12 страниц основного текста (без учета списка литературы, таблиц и рисунков). Обзорная статья может быть подписана не более чем 5 авторами. Список литературы не должен превышать 50 источников.

Описание клинических случаев – это интересные и редкие клинические наблюдения, представляющие интерес для практической деятельности и повышения профессионального уровня медицинских работников. Случаи должны быть уникальными в решении диагностических или терапевтических проблем. Основной текст такой статьи должен иметь следующие подзаголовки: введение, описание клинического случая, обсуждение и список литературы. Основной текст статьи не должен превышать 7 страниц (без учета списка литературы, таблиц и рисунков), содержать минимальное количество иллюстраций. Список литературы не должен превышать 10 источников. В подготовке статьи могут участвовать не более 5 авторов.

Тезисы конференций (конгрессов) должны содержать краткую, но полную, информацию о проведенных исследованиях, клинических наблюдениях и не должны превышать 3-5 страниц. Они могут быть структурированными, содержать ключевые слова, список литературы (не более 7 источников). Резюме и сведения об авторах к тезисам не требуются.

Требования к структурным элементам рукописи

Титул. На первой странице должны быть указаны код УДК (Универсальный десятичный классификатор), название статьи (строчными буквами, начиная с заглавной), автор/ры (инициалы и фамилии), названия организаций (полное, без аббревиатур), город, страна.

Если работа подготовлена несколькими авторами из разных организаций, после каждой фамилии должен стоять индекс, соответствующий номеру организации в приведенном перечне организаций.

Название должно быть кратким и информативным, не более 150 символов, передавать основное содержание статьи, без аббревиатур.

Реферат. Все виды статей (кроме тезисов) сопровождаются рефератами и ключевыми словами (от 3 до 8 слов, расположенными в порядке значимости) на украинском, английском и русском языках.

Реферат является самостоятельным и полноценным источником информации с кратким и последовательным изложением материала публикации, отражающим содержание статьи. Ссылки на источники литературы, иллюстрации и таблицы в реферате не допускаются.

Рефераты на всех языках обязательно содержат название статьи (строчными буквами, начиная с заглавной), автора/ров (инициалы и фамилии), названия организаций (полное, без аббревиатур), город, страну, ключевые слова.

Рефераты для оригинальных статей должны быть структурированы со следующими подзаголовками: актуальность, цель, материалы и методы, результаты, выводы и ключевые слова.

Структурирование рефератов обзорных статей не требуется.

Рефераты статей, посвященных описанию клинических случаев, могут быть структурированы со следующими подзаголовками: введение, клинический случай, выводы, ключевые слова.

Введение. Введение должно быть как можно более кратким. Освещаются актуальность и значимость исследований, дается короткий исторический обзор проблемы, обосновываются цели и задачи проводимых исследований. Широко освещаются данные, на основании которых была выработана гипотеза и обосновано проведение исследований. Введение должно содержать ссылки на литературу.

Материалы и методы исследований. Этот раздел должен содержать подробные сведения о проводимых исследованиях и использованных методах, так чтобы их можно было воспроизвести. При использовании медицинского оборудования и инструментов авторы должны указывать фирму и страну производителя.

Раздел содержит количественные и качественные характеристики объектов исследования, критерии их включения/исключения, описание методов исследования (рандомизированные, контролируемые, когортные, «случай-контроль», методом поперечных срезов, клинические и др.).

Подробно описываются оригинальные, предложенные авторами, методики исследований. Относительно других, ранее опубликованных методик достаточно ссылки на источник литературы.

В данном разделе обязательно указывается, что исследования проводились в соответствии со стандартами биоэтики, были одобрены этическим комитетом учреждения или национальной комиссией по биоэтике о соблюдении биоэтических норм.

При проведении исследований с участием доноров и/или пациентов или привлечением любых материалов человеческого происхождения может быть использована формулировка: «Исследование было выполнено в соответствии с принципами Хельсинской Декларации. Протокол исследования был одобрен Локальным этическим комитетом для всех участвующих». А для исследований с участием лабораторных животных: «При проведении экспериментов с лабораторными животными все биоэтические нормы и рекомендации были соблюдены».

Данный раздел должен содержать информацию о согласии пациентов и добровольцев участвовать в исследованиях, получении ими подробных разъяснений о том, какие процедуры они будут проходить («На проведение исследований было получено информированное согласие пациентов (родителей детей или их опекунов)».  

В конце раздела обязательно указываются методы и критерии статистической обработки данных, характер распределения выборки.

Результаты исследований и их обсуждение. В этом разделе следует кратко представить результаты проведенных исследований, их статистическую обработку. Таблицы и рисунки должны дополнять текст статьи, а не дублировать его. Обсуждение результатов включает интерпретацию и объективные комментарии полученных данных, определение их значимости и связи с другими исследованиями в этой области. 

Выводы. В конце статьи должны быть представлены основные выводы или выводы о результатах проведенных исследований в соответствии с поставленной целью и задачами, а также указания о перспективах или необходимости дальнейших исследований.     

Конфликт интересов. Авторы должны указать о наличии/отсутствии какого-либо конфликта интересов в отношении данной статьи.

Пример: «Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов» или «Материал подготовлен при содействии компании «ООО…»»

Публикация данных о конфликте интересов в статье является обязательной. 

Благодарность. Авторы могут выразить благодарность за содействие в подготовке, написании и/или публикации статьи. Могут быть указаны источники поддержки, включая спонсорство.

Литература. Авторам рекомендуется ссылаться на первичную литературу, а не на обзор статей. При цитировании публикаций предпочтение следует отдавать последним, самым современным изданиям, не старше 5-6 лет. Авторы несут ответственность за точность ссылок.

Список литературных источников должен быть размещен в конце рукописи и пронумерован в алфавитном порядке. Список литературы, сформированный в виде постраничных или концевых ссылок, не допускается. В основном тексте рукописи литературные источники, на которые ссылаются автор(ы), обозначаются арабскими цифрами, заключенными в квадратные скобки.

Необходимо предоставлять два варианта списка литературы.

Первый вариант приводится сразу после текста статьи, источники располагаются по алфавиту (сначала работы, опубликованные на русском или украинском языках, далее – на других языках).

Второй вариант полностью повторяет первый, но источники на украинском и русском языках ПЕРЕВОДЯТСЯ! на английский язык. Этот вариант необходим для оформления электронных версий журнала, анализа статьи в международных наукометрических базах данных, повышения индекса цитирования авторов.

Согласно Приказу МОН Украины № 40 от 12.01.2017 г. «Об утверждении требований к оформлению диссертаций» оформление списка литературы осуществляется в соответствии со стилем APA (American Psychological Association style), используемым в диссертационных работах.

Примеры оформления литературных источников

Журнальная публикация

Автор AA, Автор BB, Автор CC. (2005). Название статьи. Название журнала. 10(2); 3: 49-53.

Книга

Автор AA, Автор BB, Автор CC. (2006). Название книги. Город: Издательство: 256.

Глава в книге

Автор AA, Автор BB, Автор CC. (2006). Название раздела (главы). В кн. Автор книги. Название книги. Под ред. Фамилия СС. Город: Издательство: 256.

Интернет-ресурс

Автор AA, Автор BB, Автор CC. (2006). Название статьи. Название журнала/книги (если есть). URL-адрес публикации.

Таблицы. Таблицы должны иметь заголовок и порядковый номер. Их следует пронумеровать последовательно в том порядке, в котором они упоминаются в тексте. Примечания к таблице помещаются под ней. Таблицы должны быть представлены сразу после абзаца, где они упоминаются. Ссылка на таблицы должна быть сделана с помощью арабских цифр (Например, табл. 1). Таблицы не должны дублировать содержание текста. Они должны состоять, по крайней мере, из двух столбцов; столбцы всегда должны иметь заголовки. Авторы должны убедиться, что данные в таблицах соответствуют тем, которые указаны в соответствующих местах в тексте. Итоговые суммы складываются корректно, а проценты правильно рассчитываются.

Рисунки. Количество иллюстраций (рисунки, схемы, диаграммы) должно быть минимальным. Иллюстрации (диаграммы, графики, схемы) строятся в программах Word или Exсel, фотографии должны быть сохранены в одном из следующих форматов: PDF, TIFF, PSD, EPS, AI, CDR, QXD, INDD, JPG (150-600 dpi). Все рисунки должны быть пронумерованы, иметь подпись и размещаться в тексте статьи сразу после первого упоминания (или отмечается место, где должен быть рисунок). В подписи к рисунку приводят его название, пояснение всех условных обозначений (цифр, букв, кривых и т.д.), комментарии.