КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К РАННЕМУ ВЫЯВЛЕНИЮ ТРЕВОЖНЫХ СОСТОЯНИЙ У ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
DOI:
https://doi.org/10.15574/10.15574/PP.2017.71.87Ключевые слова:
подростки, психологическое состояние, тревожностьАннотация
Цель — изучить психологическое состояние подростков.Пациенты и методы. Обследованы 82 подростка. Средний возраст — 14 лет. Мальчики — 48,94%, девочки — 51,06%. С целью оценки психологического и соматического здоровья подростков проведено анкетирование и заполнение общепринятых шкал. Использованы анкета оценки состояния здоровья школьника, шкала «Термометр», тест оценки настроения, тест школьной тревожности Филипса и тест Спилберга. С целью исследования характера влияния семьи на ребенка проведено тестирование родителей с помощью теста Барга—Столина. Преподавателям предложен опросник «Карта наблюдений Стотта».
Результаты. При опросе детей установлено, что у 72% сформирована умеренная и высокая личностная тревожность, на фоне которой до 91% готовы бурно отреагировать на событие, 42% — ощущать страх во время проверки знаний, 39% указывали на страх самовыражения, 30% — на страхи и проблемы в отношениях с педагогами, 16% — на снижение самочувствия, 21% — на сниженную активность, 11% — на сниженное настроение, что в совокупности (48%), с высокой достоверностью, указывает на признаки депрессии, у 29% детей происходит формирование дезадаптивных расстройств. При опросе родителей установлено, что взрослые ведут себя авторитарно по отношению к детям, создавая суровые дисциплинарные рамки, почти всегда навязывают свою волю или, наоборот, контроль над действиями ребенка практически отсутствует. Ощущают к детям, в общем, негативные чувства: раздражение, злость, ненависть, считают ребенка неудачником, не верят в его будущее, низко оценивают его способности. 25% родителей считают, что дети им «мешают» в жизни и в трудовой деятельности. 40% детей подросткового возраста из полных семей чувствуют семейную депривацию. По наблюдениям учителей, у 78% исследуемых подростков выявлены признаки дезадаптации.
Выводы. Использование предложенного «трехосевого» подхода (социально-педагогического, психологического и медицинского) позволяет на доманифестном этапе заболевания выделить группу «зоны риска», провести лечебно-профилактические и реабилитационные мероприятия.
Библиографические ссылки
Kravtsova NA. (2005). Role of children-parents relationship in the development psychosomatical disorders in children and adolescents (dynamic model psychosomatic dysontogenesis). Sibirskii Psichologicheskii Zhurnal. 22: 13-18.
Kutko II, Panchenko OA, Lynev AH. (2015). Psychosomatic disorders in general practice. Ukrainsksyi Medychnyi chasopys. 5(109): 42-44.
Mashkova OM. (2016). Risk factors and vulnerable groups of in KDM: Experience in Ukraine. Materialy III Nationalnoi Ukrainskoi naukovo-praktychnoi konferencii z mizhnarodnoiu uchastiu “Aktualni pytannia i perspektyvy rozvytku medychnoi dopomogy i sotcialnyh posluh pidlitkam ta molodi na pryntcipah “druzhnioho pidkhody” v Ukraini”. Lystopad 29 – Gruden 1. Kyiv: 13-16.
Yurieva LM, Nosov SG, Mamchur OY. (2005). Neurological, somatological disorders and stress. Kyiv: 96.
Nedilko VP, Rudenko SA, Kaminska TM. (2016). Chronic fatigue in children school age – problems today. Materialy XIII z’izdu pediatriv Ukrainy “ Aktualni problemy v pediatrii”. Zhovten 11-13. Kyiv: 76.
Nedilko VP, Rudenko SA. (2016). Influence of family on health of child. Materialy XIII z’izdu pediatriv Ukrainy “Aktualni problemy v pediatrii”. Zhovten 11-13. Kyiv: 77.
Parhomenko LK. (2016). Health condition of adolescents in Ukraine for summary 2014. Materialy III Nationalnoi Ukrainskoi naukovo-praktychnoi konferencii z mizhnarodnoiu uchastiu “Aktualni pytannia i perspektyvy rozvytku medychnoi dopomogy i sotcialnyh posluh pidlitkam ta molodi na pryntcipah “druzhnioho pidkhody” v Ulraini”. Lystopad 29 – Gruden 1. Kyiv: 1-2.
Myhailov BV, Tabachnikov SI, Vitenko IS, Chugunov-Oko VV. (2002). Psychotherapy (for interns). Harkiv: 768.
Pypa LV, Lysytsia YM, Ruda VI, Masyk OV. (2016). Materialy III Nationalnoi Ukrainskoi naukovo-praktychnoi konferencii z mizhnarodnoiu uchastiu “Aktualni pytannia i perspektyvy rozvytku medychnoi dopomogy i sotcialnyh posluh pidlitkam ta molodi na pryntcipah “druzhnioho pidkhody” vUlraini”. Lystopad 29 – Gruden 1. Kyiv: 57-59.
Pypa LV, Lysytsia YM, Lukianovich IL. (2016). Methods of composing the groups of children, which is in high risk of development psychosomatic disorders. Patent na korysnu model MPK G01N33/48-2016.
Rodionova AN, Dolgih VV, Kolesnikova LI, Rychrova LV. (2014). Risk factors and structure of psychosomatic disorders in the high intelligence pupils. International Journal Ofexperimental Education. 1: 90-95.
Sysoenko NV, Seryh LB, Elinko TB, Sviridova OO, Svetlova OD. (2005). Livestyle formation in the current student in the conditions on reformation educational system in Ukraine Hyhieina naselenykh mists: zbirnyk naukovykh prats. Kyiv. 45: 386-390.
Khaitovych MV, Misiura OM. (2016). New vision of epigenetic mechanism of development psychosomatic disorders in the children population. Materialy XIII z’izdu pediatriv Ukrainy “Aktualni problemy v pediatrii”. Zhovten 11-13, Kyiv: 105-106.
Shevchenko YS. (2010). Complex multilevel therapy in the children and adolescents ( based on model psychogenic psychosomatic disorders). Voprosy psikhicheskoho zdorovia detei i podrostkov. 1: 19-29.
Burba B, Oswald R, Grigaliunien V et al. (2006). A controlled study of alexithymia in adolescent patients with persistent somatoform pain. Can J Psychiatry. 51: 468–471. https://doi.org/10.1177/070674370605100709; PMid:16838829
Garcia-Martin I, Miranda-Vicario EM, Soutullo CA. (2012). Duloxetine in the treatment of adolescents with somatoform disorders: a report of two cases. Actas Esp. Psiquiatr. 40: 165-168. PMid:22723136
Sauer N, Eich W. (2007). Somatoform and Functional Disorders. Dtsch Arztebl. 104(1-2): 45–53.
Silber TJ. (2011). Somatization Disorders: Diagnosis, Treatment, and Prognosis. Pediatr Rev. 32: 56-64. https://doi.org/10.1542/pir.32-2-56; PMid:21285301
Fiertag O, Taylor S, Tareen A, Garralda E. (2012). Somatoform disorders IACAPAP e Textbook of Child and Adolescent Mental Health. In Rey JM. (ed). Geneva: International Association for Child and Adolescen: 21.