Особенности психоэмоционального состояния возрастных первородящих
DOI:
https://doi.org/10.15574/PP.2016.66.35Ключевые слова:
возрастные первородящие, психоэмоциональное состояние, Миннесотский многоаспектный личностный опросник, цветной тест Люшера, тест исследования тревожности СпилбергераАннотация
Цель: изучить особенности психоэмоционального состояния у возрастных первородящих.
Пациенты и методы. Исследование показателей психоэмоционального состояния проводилось в двух группах: I группа — возрастные первородящие (от 30 до 45 лет) — 100 пациенток; II группа (контрольная) — молодые первородящие (от 18 до 30 лет) — 100 пациенток. Использовались такие методики: Миннесотский многоаспектный личностный опросник, цветной тест Люшера и тест исследования тревожности Спилбергера.
Результаты. Полученные данные по Миннесотскому многоаспектному личностному опроснику были лучше во II-й группе — молодых первородящих. Исследованием выявлено, что І и II группы находятся в диапазоне различных оценок — от 70 до 120, в то время как II группа — от 60 до 90. І группа заметно отличается от II группы высоким процентом по оценке 100 — 40%. Во II группе 75% пациенток имеют нормативный пик профиля и только 25% выходят за его пределы. В первой группе 90% пациенток имеют высокие оценки и только 10% — нормативные, а во II — 85% и 15% соответственно. Результаты цветного теста Люшера свидетельствуют, что І группа заметно отличается высоким процентом по 6–8 позиции — 75% против 20% II%й группы, что свидетельствует о высоком уровне тревожности возрастных беременных. Только 25% женщин первой группы чувствует себя уверенно. Данные исследования тревожности Спилбергера указывают на высокий балл тревожности в первой группе — 70%, что в 7 раз больше по сравнению со II группой. 90% пациенток II группы имеют низкий и умеренный уровень тревожности.
Выводы. Представлен сравнительный анализ психоэмоционального состояния возрастных и молодых первородящих. Использование таких методик, как Миннесотский многоаспектный личностный опросник, цветной тест Люшера и тест исследования тревожности Спилбергера, позволяет составить объективную психологическую оценку личности, определить влияние психоэмоционального состояния на течение беременности, родов и послеродового периода, уменьшить количество осложнений беременности и перинатальных потерь путем разработки комплекса индивидуальных превентивных мер.
Библиографические ссылки
Batarshev AV. 2005. Bazovyie psihologicheskie svoystva i professionalnoe samoopredelenie lichnosti : prakt. rukovodstvo po psihologicheskoy diagnostike. Sankt-Peterburg, Rech: 449.
Berezin FB, Miroshnikov MP, Sokolova ED. 1994. Metodika mnogostoronnego issledovaniya lichnosti (struktura, osnovyi interpretatsii, nekotoryie oblasti primeneniya). Moskva, Folium: 175.
Bleyher VM, Kruk IV. 1986. Patopsihologicheskaya diagnostika. Kiev, Zdorove: 280.
Dermanov IB. 2002. Diagnostika emotsionalno-nravstvennogo razvitiya. Sankt-Peterburg, Yazyik: 126.
Eliseev OP. 2004. Praktikum po psihologii lichnosti. Sanki-Peterburg, Piter: 250.
Zaytsev VP. 1981. Variant psihologicheskogo testa Mini-Mult. Psihol zhurnal. 3: 118—123.
Lyusher M. 1996. Tsvet vashego haraktera. Moskva, Veche Persey AST: 200.
Prohorov OA. 2004. Praktikum po psihologii sostoyaniy. Uchebnoe posobie. Sankt-Peterburg, Rech: 122.
Raygorodskiy DYa. 2001. Prakticheskaya psihodiagnostika. Metodiki i testyi. Uchebnoe posobie. Samara, BAHRAH-M: 240.
Sobchik LN. 2007. Metod tsvetovyih vyiborov — modifikatsiya vosmitsvetovogo testa Lyushera. Prakticheskoe rukovodstvo. Sankt-Peterburg, Rech: 128.
Sobchik LN. 2007. Standartizirovannyiy mnogofaktornyiy metod issledovaniya lichnosti SMIL (MMPI). Prakticheskoe rukovodstvo. Moskva, Rech: 224.
Tvorogov ND. 2007. Klinicheskaya psihologiya. Slovar. Moskva, PER SE: 300.
Tumanova LIe, Sorokin OV. 2010. Dynamika chastoty polohiv u zhinok z velykym interhenetychnym intervalom. Pediatriia, akusherstvo ta hinekolohiia. 3: 67—70.