Роль здоровьесохраняющих технологий в профилактике ожирения и избыточной массы тела у детей младшего школьного возраста

Авторы

  • H.V. Beketova Национальная медицинская академия последипломного образования имени П.Л. Шупика, Ukraine
  • K.B. Savinova Национальная медицинская академия последипломного образования имени П.Л. Шупика, Ukraine
  • O.D. Dybohay Национальный педагогический университет имени М.П. Драгоманова, Ukraine
  • H.D. Mishcherska КУ КОС «Киевская областная детская больница», Ukraine
  • I.M. Sokolenko Национальная медицинская академия последипломного образования имени П.Л. Шупика, Ukraine

DOI:

https://doi.org/10.15574/PP.2019.77.69

Ключевые слова:

ожирение, избыточная масса тела, здоровьесохраняющие технологии, дети младшего школьного возраста

Аннотация

Введение. Ожирение является одним из самых распространенных заболеваний как в мире в целом, так и в Украине в частности. По данным ВОЗ, в 2016 г. в мире насчитывалось около 340 млн детей и подростков в возрасте от 5 до 19 лет, страдающих избыточной массой тела. Основными причинами развития ожирения и избыточной массы тела являются недостаточная физическая активность и нерациональное питание, что наиболее характерно для школьников. С началом школьного обучения резко снижается уровень физической активности школьников за счет повышения статической загрузки. Гиподинамия, а наряду с этим и повышение потребления школьниками сладостей и газированных напитков, нарушение режима питания, ограничение в рационе питания свежих овощей и фруктов формируют высокий риск развития у детей избыточной массы тела и ожирения. Эффективной мерой профилактики развития ожирения может служить широкое внедрение в работу учебных заведений здоровьесохраняющих технологий (ЗСТ), в основе которых лежит формирование здорового образа жизни и достаточная физическая активность.

Цель — оценить влияние ЗСТ «Обучение в движении» профессора Дубогай А.Д. на предупреждение развития ожирения и избыточной массы у детей младшего школьного возраста.

Пациенты и методы. Проведено углубленное клинико-инструментальное обследование 153 детей младшего школьного возраста перед вступлением в школу и во время обучения в I–IV классах. Среди обследованных основную группу составили 65 школьников средней школы (СШ) № 287 г. Киева, где внедрены ЗСТ «Обучение в движении», а контрольную группу — 88 учеников СШ № 3 г. Боярка Киевской области, где ЗСТ не применялись. Обследование включало оценку антропометрических данных согласно приказу МЗ Украины от 13.09.2013 № 802 «Критерии оценки физического развития детей школьного возраста», расчет индекса массы тела (ИМТ), лабораторные и инструментальные методы исследования.

Результаты. Использование ЗСТ в основной группе обеспечило достаточную (согласно возрасту) физическую нагрузку. После окончания начальной школы количество учеников с гармоничным физическим развитием увеличилось с 27,7% до 63,9%, а в контрольной группе оно практически не изменилось (38,6% и 41,7% соответственно). За годы обучения в начальной школе при расчете ИМТ в контрольной группе выявлено достоверное увеличение количества детей с ожирением и избыточной массой тела (с 33,5% до 50,0%), а в основной группе отмечалась тенденция снижения количества детей с избыточной массой тела и ожирением с 20,0% до 16,7%.

Выводы. Проведенное исследование показало положительное влияние ЗСТ «Обучение в движении» на сохранение гармоничности физического развития и предотвращение ожирения и избыточной массы тела у школьников начальной школы путем обеспечения достаточной физической активности и рационального питания.

Библиографические ссылки

Beketova GV, Savinova KB. (2018). Influence of health saving techniques on the anti-infectious resistance and formation of chronical pathologies of pre-school aged children. Sovremennaya pediatriya. 4(92): 17–22. https://doi.org/10.15574/SP.2018.92.17

Beketova GB, Savinova KB. (2018). Prophylaxis of school deadaptation with the help of healthsaving technologies in children of elementary school age. Neonatology, surgery and perinatal medicine. 8; 4(30): 37–42. https://doi.org/10.24061/2413-4260.VIII.4.30.2018.7

Dybohai OD. (2005). Education in moving: health saving technologies in primary school: methodological recommendation. Kyiv: Shkilnyi svit: 112.

Kvashninа LV. (2016). Alimentary deficiency of calcium in children and approaches to its correction. Sovremennaya pediatriya. 7(79): 26–32. https://doi.org/10.15574/SP.2016.79.26

Lukyanova EM. (2003). Medical and pedagogical aspects of the problem of keeping children’s health. International medical Journal. 9; 3: 6–9.

Davis MM, Gance–Cleveland B, Hassink SC et al. (2007). Recommendations for Prevention of Childhood Obesity, Pediatrics. 120; Suppl. 4: S229–S253. https://doi.org/10.1542/peds.2007-2329E; PMid:18055653

Datar A, Sturm R. (2004). Physical education in elementary school and body mass index: evidence from the early childhood longitudinal study. Am. J. Public Health. 94(9): 1501–1506. https://doi.org/10.2105/AJPH.94.9.1501; PMid:15333302 PMCid:PMC1448481

DeBoer MD, Scharf RJ, Demmer RT. (2013). Sugar-sweetened beverages and weight gain in 2- to 5-year-old children. Pediatrics. 132 (3): 413–420. https://doi.org/10.1542/peds.2013-0570; PMid:23918897 PMCid:PMC3876761

Malik VS, Pan A, Willett WC, Hu FB. (2013). Sugar-sweetened beverages and weight gain in children and adults: a systematic review and metaanalysis. Am. J. Clin. Nutr. 98 (4): 1084–1102. https://doi.org/10.3945/ajcn.113.058362; PMid:23966427 PMCid:PMC3778861

Pelegrini A, Silva DA, Gaya AC, Petroski EL. (2013). Comparison of three criteria for overweight and obesity classification in Brazilian adolescents. Nutr J. 12: 5. https://doi.org/10.1186/1475-2891-12-5; PMid:23294869 PMCid:PMC3564842

World Health Organization. Commission on Ending Childhood Obesity. (2016). ENDING CHILDHOOD OBESITY. Available on: http://apps.who.int/iris/bitstream/10665/204176/1/9789241510066_eng.pdf?ua=1.

Опубликован

2019-03-29

Выпуск

Раздел

Оригинальные исследования